русский | english
Наши публикации
Унифицированные СНК нового поколения: Открытость, Интеллект, Мобильность
18-05-2011

Унифицированные СНК нового поколения:
Открытость, Интеллект, Мобильность
 
Д.В.Иванов, Е.А.Казанкин, А.П.Симоненко, В.А.Сухолитко
 
ОАО "Корпорация "Русские системы"
web-сайт: www.rusys.ru, E-mail: denis@rusys.ru
 
    ОАО "Корпорация "Русские системы" является инновационной компанией, основанной в 1995 году по инициативе предприятий оборонно-промышленного комплекса России. Основным видом деятельности Корпорации является проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью создания высокотехнологичных программно-аппаратных решений на основе мировых достижений в области вычислительной техники, радиоэлектронной базы, информационных технологий и программного обеспечения в интересах МО РФ, предприятий оборонного комплекса России, других заказчиков.
    Создание средств наземного контроля нового поколения является одним из основных направлений работ Корпорации непосредственно с момента ее образования, наряду с такими направлениями как создание бортовых активных систем безопасности полетов, специализированных систем обучения и тренажеров, автоматизированных медицинских комплексов, информационных систем специального назначения.
    Требования по унификации аппаратных средств и программного обеспечения, реализации возможности гибкой адаптации систем под условия конкретного применения, открытости архитектуры и модульному принципу построения закладывались в разрабатываемую автоматизированную контрольно-проверочную аппаратуру (АКПА) непосредственно при ее создании. Архитектура АКПА любого назначения строится в виде набора необходимых блоков сопряжения с объектом контроля, управляемых пультом контроля и управления (ПКУ) по высокоскоростному каналу информационного обмена.
    Разработанное семейство блоков сопряжения с объектом контроля включает блоки имитации подвески БИП30 и БИП35, блок имитации видеосигнала БИВ30, блоки контроля двигателя БКД.01 и БКД.02, блок измерения давлений БПД.01. Существенной особенностью блока БИП35 является его возможность осуществлять проверку соответствующих систем самолета автономно без подключения пульта управления, что обеспечивает сокращение сроков проверок при оперативных видах подготовки. Блок БКД.01 предназначен для измерения и имитации всех видов сигналов, доступных на контрольных разъемах систем автоматики силовых установок, тогда как блок БКД.02 обеспечивает измерение и имитацию необходимой номенклатуры сигналов для автономной проверки автоматизированных систем управления силовой установкой.
    Пульт контроля и управления может иметь различные исполнения, включая специализированный пульт АКПА30, удовлетворяющий самым жестким требованиям по стойкости к внешним воздействующим факторам, специализированную ЭВМ типа "Багет" с операционной системой МСВС, защищенную планшетную ЭВМ (например, МТ-840) или защищенную переносную ЭВМ (например, ЕС-1866) с операционными системами типа МСВС или Windows. Уникальный подход к разработке программного обеспечения, применяемый в Корпорации, создает условия по обеспечению взаимозаменяемости различных вариантов пультов контроля и управления с целью удовлетворения требований конкретного заказчика.
    Данные о разработанных исполнениях автоматизированной контрольно-проверочной аппаратуры, предназначенной для проверки энергетического и информационного каналов взаимодействия всей номенклатуры АСП с БРЭО объекта контроля, по видам самолетов, текущей литере РКД и году ее присвоения приведены в таблице 1.
 
  Таблица 1. Исполнения АКПА для проверки систем авиационного вооружения.

Наименование

Тип самолета

Литера

Год присвоения

Примечание

1

АКПА-30

Су-30МК

О1

2004

 

2

АКПА-30(27)

Су-27СМ

О1

2005

 

3

АКПА-30-29

МиГ-29СМТ(УБТ)

О1

2006

 

4

НАСК-1.20

МиГ-29СМТ(УБТ)

О

2006

 

5

МАСК-1

МиГ-29СМТ(УБТ)

О

2006

 

6

АКПА-30-29К

МиГ-29К

О

2008

 

7

АКПА-30(01БМ)

МиГ-31БМ

О1

2010

Включена в каталог предметов снабжения

8

АКПА-130

Як-130

О1

2010

Включена в каталог предметов снабжения

9

АКПА-35

Су-35

О

2007

 


    На базе созданных подходов по разработке АКПА, Корпорацией разработано семейство контрольно-проверочной аппаратуры (представлено в таблице 2) для комплексного контроля и регулировки агрегатов системы самолет-двигатель. Аппаратура АКПА-30(КРД-99Ц) предназначена для проверки и регулировки цифрового комплексного регулятора двигателя КРД-99Ц. Аппаратура АКПА-27СД предназначена для технического обслуживания двигателей типа АЛ-31Ф серий 01, 02, 20, 22, 23, 03, 42 с регуляторами КРД-99А, КРД-99Б, КРД-99Ц. Аппаратура АКПА-29СД  предназначена для технического обслуживания двигателя РД-33 и его блоков БПК, БПР, АПД как в составе борта, так и автономно. Данная аппаратура в соответствии с классификацией по ОСТ 1 00483-2006 относится к КПА 1-ой категории (измерительная КПА) и в Военно-воздушных силах РФ аналогов не имеет.

Таблица 2. Исполнения АКПА для проверки систем самолет-двигатель.

Наименование

Тип ОК

Литера

Год присвоения

Примечание

1

АКПА-30(КРД-99Ц)

КРД-99Ц

О1

2007

 

2

АКПА-27СД

АЛ-31Ф

О1

2011

Включена в каталог предметов снабжения

3

АКПА-29СД

РД-33

О1

2011

Включена в каталог предметов снабжения


    Важно отметить, что с учетом унифицированной архитектуры АКПА, возможно и апробировано на практике ее одновременное применение для самолетов различных типов, что обеспечивает снижение эксплуатационных расходов на авиационных базах с разнотипным парком самолетов или при перебазировании. Уникальные архитектурные решения, в том числе, в части открытого программного обеспечения, позволяют осуществлять адаптацию аппаратуры для ее использования с новыми видами объектов контроля без изменения ее принципиальной конструкции.
    Модульное построение АКПА позволяет создавать на единой технологической базе варианты комплектации, применяемые заказчиком для проведения различных видов работ, в том числе, носимый комплект для оперативных видов работ, комплект для периодических видов работ с углубленным контролем и поиском неисправностей (для ТЭЧ, АРЗ, Заводов-изготовителей), универсальная передвижная лаборатория на базе автомобиля. Мобильность АКПА, а также способность ее применения на неподготовленных аэродромах, обеспечивается низкими массогабаритными характеристиками (унифицированные блоки сопряжения имеют массу не более 4 кг каждый и типовой размер 130×240×200 мм), а также низким энергопотреблением (БИП30 не более 3,5 Вт; БИВ30 не более 7,3 Вт; БКД.01 не более 20 Вт; БКД.02 не более 8 Вт), что обуславливает возможность питания аппаратуры непосредственно от бортовых источников.
    Встроенное специализированное программное обеспечение АКПА обеспечивает хранение в энергонезависимой памяти, возможность считывания на ЭВМ и печати, а также комплексный анализ не только обобщенных результатов контроля, но и результатов непосредственных измерений физических величин и показателей. Возможность комплексного анализа данных, регистрируемых в процессе контроля, создает предпосылки к переходу на эксплуатацию авиационной техники по техническому состоянию при условии применения унифицированных средств контроля в процессе ее жизненного цикла, включая заводы-изготовители, сертификационные испытательные организации, эксплуатирующие организации, авиационные ремонтные заводы.
    Автоматизированная контрольно-проверочная аппаратура, разработанная и изготовленная Корпорацией, имеет значительный опыт эксплуатации более чем на 20 авиационных базах и заводах-изготовителях практически во всем спектре климатических условий. По результатам эксплуатации Корпорацией постоянно ведется работа по совершенствованию методов контроля соответствующих систем авиационной техники.
    Существенной особенностью разработанной АКПА является технология создания специализированного программного обеспечения (СПО) на базе уникального открытого программного ядра, созданного Корпорацией для применения в бортовой и наземной аппаратуре АТ и В. Безусловные преимущества указанной технологии включают:
    - Снижение сроков и стоимости разработки СПО вновь создаваемых и модернизируемых систем при выполнении требований нормативных документов, регламентирующих разработку ПО встроенных систем реального времени, в том числе, ГОСТ Р 51904-2002 и ГОСТ РВ 0019-001, за счет применения открытой модульной архитектуры, типовых процессов разработки, повторного использования программного кода в различных условиях применения;
    - Повышение глубины контроля за счет внедрения технологических средств проектирования алгоритмов контроля, предоставляющих возможность разработки, отработки и документирования алгоритмов непосредственно специалистами по соответствующим объектам контроля в удобной для них форме (см. рис. 1) без привлечения программистов, что значительно повышает качество и эффективность разработки;
    - Возможность гибкой настройки интерфейса пользователя (см. рис. 2), в том числе, объема и способа отображения информации в различных режимах контроля объекта, за счет применения специального структурированного языка описания графических элементов, используемого инженерами-разработчиками для настройки интерфейса и порядка взаимодействия с пользователем;
    - Возможность переноса программного обеспечения и его исполнение на различных программно-аппаратных платформах, включая различные операционные системы, такие как Windows, Linux, МСВС и др., без внесения каких-либо изменений в исходный текст программы за счет программирования на стандартном языке ANSI C с дополнительными специальными ограничениями.
    Разработанные и апробированные на практике подходы к унификации аппаратного и программного обеспечения АКПА значительно сокращают сроки и стоимость разработки, а также позволяют сосредоточить основные ресурсы на разработке и реализации алгоритмов контроля соответствующих систем АТ и В.
 
Рисунок 1. Фрагмент алгоритма контроля силовой установки на специализированном инженерном языке, встроенном в технологию разработки СПО АКПА.
 
  
Рисунок 2. Примеры экранов отображения хода и результатов процесса контроля.
 
    Наряду с унифицированным семейством контрольно-проверочной аппаратуры, Корпорацией в рамках ОКР "Антигония" в интересах Министерства обороны Российской Федерации создана и в настоящее время проходит испытания автоматизированная информационная Система управления испытаниями (СУИ). Данная система предназначена для повышения эффективности проведения, управления и контроля летных и наземных испытаний авиационных комплексов за счет информационного обеспечения деятельности должностных лиц, автоматизации работ на этапах текущего, краткосрочного и долгосрочного планирования работ, интеграции средств экспериментально-испытательной базы.
    Система управления испытаниями включает в состав сервера и рабочие станции (всего более 40 шт.), прошедшие специальную проверку и специальные исследования установленным порядком, размещаемые на базах 929 ГЛИЦ МО РФ и Заказчика. Программное обеспечение СУИ имеет клиент-серверную архитектуру и создано с использованием базовых информационных защищенных компьютерных технологий (БИЗКТ), сертифицированных для применения в МО РФ, включая операционную систему МСВС 3.0, СУБД Линтер-ВС 6.0, Сервер ГОД, Клиент ГОД-2 и др. Использование БИЗКТ обуславливает возможность обработки сведений, составляющий государственную тайну. 
    В соответствии с Техническим заданием, Система управления испытаниями накапливает в своих базах данных, систематизирует, совместно обрабатывает и предоставляет должностным лицам всех уровней данные, формируемые в процессе испытаний и/или необходимые для принятия решений, в том числе, данные по эксплуатации АТ и В, включая сведения по отказам совместно с данным регистрации, необходимыми для их анализа. СУИ имеет открытую архитектуру и может быть расширена для обеспечения накопления и систематизации данных, получаемых автоматизированными средствами эксплуатационного контроля всех видов с целью их обобщения, совместного анализа и принятия решений соответствующими должностными лицами.
    С учетом изложенного,  ОАО "Корпорация "Русские системы" вносит следующие предложения в проект решения "О порядке проведения работ по интеграции и унификации наземных средств эксплуатационного контроля перспективных самолетов ФА":
    1. Рекомендовать разработчикам СНК использовать в унифицированных наземных средствах эксплуатационного контроля перспективных самолетов ФА созданный ОАО "Корпорация "Русские системы" задел в части аппаратных средств сопряжения с объектом контроля, а также аппаратных средств контроля и управления;
    2. Рекомендовать разработчикам СНК использовать в унифицированных наземных средствах эксплуатационного контроля перспективных самолетов ФА созданную ОАО "Корпорация "Русские системы" комплексную технологию разработки и отработки кросс-платформенного специального программного обеспечения и алгоритмов контроля на базе открытого модульного программного ядра;
    3. С целью осуществления практического перехода на эксплуатацию АТ и В по техническому состоянию сосредоточить усилия на разработке соответствующих алгоритмов контроля, поручить НИЦ ЭРАТ 4 ЦНИИ МО РФ проанализировать существующий научно-технический задел по данному вопросу, при необходимости выйти с предложением к Заказчику о проведении необходимых НИР.
    4. Рекомендовать Заказчику в обеспечение перехода на эксплуатацию по техническому состоянию создать на базе автоматизированной информационной системы управления испытаниями, разработанной в рамках ОКР "Антигония" в интересах МО РФ, систему планирования, управления и анализа результатов эксплуатационного контроля перспективных самолетов ФА.
 

« назад

   ОАО «Корпорация «Русские Системы» На главную страницуНаписать письмоКарта сайта

Создание и поддержка «Параллельные технологии»